Военный прокурор разъясняет


Военная прокуратура – войсковая часть 77932 информирует о принятии Государственной Думой Российской Федерации в 1 чтении проекта Федерального закона № 898597-7, призванного усовершенствовать защиту жилищных прав военнослужащих. Ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в нынешней редакции определяет случаи, в которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К таким случаям относится и получение гражданином от государства земельного участка для строительства жилого дома. Из системного толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является не любое предоставление земельного участка для жилищного строительства, а лишь в связи с признанием гражданина нуждающимся в жилом помещении, в целях реализации его права на жилище.

П. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предусматривает в качестве формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями предоставление им от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Тем не менее, в настоящее время получила широкое распространение противоречащая нормам жилищного законодательства практика снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях по указанному основанию. В результате военнослужащие, получившие от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ставились в неравное положение с теми, кто приобрел указанные земельные участки по гражданско-правовым сделкам либо получил их до подачи документов для признания нуждающимися в жилых помещениях.

Законопроектом предлагается внести в п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение, закрепляющее, что не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Одновременно законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющих, что предоставление военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и совместно проживающим с ними членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, реализация законопроекта позволит защитить жилищные права военнослужащих.


Согласно абз. 5 п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу
по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам, в том числе в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. Кроме того, в силу п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Руководствуясь данными нормами закона, проходящая военную службу по контракту военнослужащая обратилась к командованию с рапортом об увольнении с военной службы. В качестве причины увольнения она указала невозможность совмещать надлежащее и в полном объеме исполнение обязанностей военной службы и воспитание часто болеющего малолетнего ребенкас учетом проживания бывшего супруга, не лишенного родительских прав, в другом населенном пункте.

Рассмотрев данный рапорт, аттестационная комиссия приняла решение не ходатайствовать перед начальником военнослужащей о её досрочном увольнении, посчитав указанные в рапорте причины увольнения с военной службы неуважительными, решением начальника ей было в удовлетворении рапорта.

Обжалуя решение начальника, военнослужащая обратилась в суд. Однако суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении её требований отказали, указав, что при расторжении брака место жительства ребенка судебным постановлением либо письменным соглашением родителей не определено, в представленных военнослужащей медицинских документах не содержится вывода о нуждаемости ребенка в постоянном уходе со стороны матери, бывший муж военнослужащей, являющийся отцом ребенка, не лишен родительских прав и, даже проживая в другом населенном пункте, периодически навещает его, что свидетельствует о исполнении им обязанности по воспитанию ребенка. На основании изложенного суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для увольнения военнослужащей с военной службы по п.п. «в» п. 3 или п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Не согласившись с позицией судов, военнослужащая обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, оспаривая конституционность абз. 5 п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемое положение закона не устанавливает перечень критериев, по которым военнослужащий может быть причислен к категории лиц, воспитывающих ребенка без матери (отца).

Проанализировав положения законодательства об отдельных видах государственной службы (службе в органах внутренних дел, противопожарной службе, службе в уголовно-исполнительной системе, службе в органах принудительного исполнения), а также данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 разъяснения законодательства, регулирующего труд женщин и лиц с семейными обязанностями, Конституционный Суд пришел к выводу, что они не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Таким образом, разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абз. 5 п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», воинские должностные лица и суды, рассматривающие дела данной категории, должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств, включая состояние здоровья ребенка и возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним. Данная норма не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела (например, на основании только того факта, что бывший супруг не лишён родительских прав) отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет.


Военная прокуратура – войсковая часть 77932 информирует о принятии Федерального закона от 13.07. 2020 № 201 «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», уточняющего порядок и устанавливающего дополнительные гарантии реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей.
В частности, в ходе применения положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в отношении военнослужащих, не являющихся участниками накопительно-ипотечной системы, которые погибли в период прохождения военной службы, получили распространение случаи отказа членам семей таких военнослужащих в жилищном обеспечении по причине отсутствия у таких военнослужащих необходимой выслуги лет. Такой подход противоречил смыслу, который законодатель вкладывал в указанную норму, поэтому вносимыми новым федеральным законом в п. 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изменениями члены семьи военнослужащих, не являющихся участниками накопительно-ипотечной системы и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, наделяются правом на обеспечение жилым помещением независимо от общей продолжительности военной службы погибшего (умершего).

Кроме того, поскольку на практике часто бывает сложно подобрать жилое помещение, в точности соответствующее размеру общей площади, рассчитанному в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а денежные средства на оплату площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, имеются не у всех граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, статья 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 5. Данная норма разрешает при наличии согласия и соответствующего письменного заявления военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) предоставлять указанным гражданам жилое помещение в собственность бесплатно или по договору социального найма меньше установленных статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норм, но не меньше учетной нормы площади жилого помещения в населенном пункте, в котором оно предоставляется.

Также на законодательном уровне – в пункте 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» – получила закрепление норма, согласно которой основанием государственной регистрации права собственности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и, как следствие, государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия
на предоставленные указанным граждан жилые помещения является выписка из решения данного органа о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.


Военная прокуратура – войсковая часть 77932 информирует о вступлении
в силу Федерального закона от 08.06.2020 № 176-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Долгое время российское законодательство предусматривало выплату членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, только начисленной ему премии за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности в соответствующем месяце (квартале), а также материальной помощи за текущий год, если она не была выплачена военнослужащему до его смерти.
При этом выплата денежного довольствия, причитающегося военнослужащему и не полученного им ко дню гибели (смерти), производилась федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на основании приказов руководителей указанных органов, несмотря на отсутствие у них соответствующих законодательно установленных полномочий.
В целях устранения данного правового пробела, законодательного закрепления фактически сложившейся положительной практики новым федеральным законом пункт 32 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011
№ 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» был изложен в новой редакции.
Кроме того, в результате дополнения пунктами 1.1 и 1.2 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего по контракту теперь наделены правом на получение денежной компенсации за предметы вещевого имущества личного пользования, которые полагались военнослужащему по нормам снабжения вещевым имуществом, но не были им полученны ко дню гибели (смерти), денежной компенсации за продовольственный паек, который должен был быть выдан по просьбе военнослужащего, но не был им получен ко дню его гибели (смерти), а также денежной компенсации за дополнительные сутки отдыха, которые военнослужащий не успел реализовать в связи с гибелью (смертью).
Таким образом, принятие нового федерального закона направлено
на улучшение социальной защищенности членов семей погибших (умерших) военнослужащих по контракту и способствует реализации ими социальных гарантий, определенных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».


В августе 2020 года в рамках месячника сплочения воинских коллективов и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими офицерами военной прокуратуры – войсковая часть 77932
в воинских частях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, дислоцированных на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проведены Единые дни правовых знаний.
В ходе данных мероприятий осуществлены профилактические беседы и лекции, посвященные ответственности военнослужащих за нарушение уставных правил взаимоотношений в воинском коллективе, прогнозированию и профилактике данных преступлений, по интересующим военнослужащих и гражданский персонал Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации вопросам проведены консультации и личные приемы.
Всего в мероприятиях месячника приняли участие более 1000 военнослужащих, а также лица гражданского персонала, при этом были соблюдены все требования санитарно-эпидемиологического законодательства.