Военный прокурор разъясняет


Военная прокуратура – войсковая часть 77932 информирует о принятии Государственной Думой Российской Федерации в 1 чтении проекта Федерального закона № 898597-7, призванного усовершенствовать защиту жилищных прав военнослужащих.

Ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в нынешней редакции определяет случаи, в которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. К таким случаям относится и получение гражданином от государства земельного участка для строительства жилого дома.

Из системного толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является не любое предоставление земельного участка для жилищного строительства, а лишь в связи с признанием гражданина нуждающимся в жилом помещении, в целях реализации его права на жилище.

П. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не предусматривает в качестве формы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями предоставление им от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Тем не менее, в настоящее время получила широкое распространение противоречащая нормам жилищного законодательства практика снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях по указанному основанию. В результате военнослужащие, получившие от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ставились в неравное положение с теми, кто приобрел указанные земельные участки по гражданско-правовым сделкам либо получил их до подачи документов для признания нуждающимися в жилых помещениях.

Законопроектом предлагается внести в п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение, закрепляющее, что не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Одновременно законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющих, что предоставление военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и совместно проживающим с ними членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, реализация законопроекта позволит защитить жилищные права военнослужащих.


Согласно абз. 5 п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу
по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам, в том числе в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка. Кроме того, в силу п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Руководствуясь данными нормами закона, проходящая военную службу по контракту военнослужащая обратилась к командованию с рапортом об увольнении с военной службы. В качестве причины увольнения она указала невозможность совмещать надлежащее и в полном объеме исполнение обязанностей военной службы и воспитание часто болеющего малолетнего ребенкас учетом проживания бывшего супруга, не лишенного родительских прав, в другом населенном пункте.

Рассмотрев данный рапорт, аттестационная комиссия приняла решениене ходатайствовать перед начальником военнослужащей о её досрочном увольнении, посчитав указанные в рапорте причины увольнения с военной службы неуважительными, решением начальника ей было в удовлетворении рапорта.

Обжалуя решение начальника, военнослужащая обратилась в суд. Однако суды первой, апелляционной и кассационной инстанций в удовлетворении её требований отказали, указав, что при расторжении брака место жительства ребенка судебным постановлением либо письменным соглашением родителей не определено, в представленных военнослужащей медицинских документах не содержится вывода о нуждаемости ребенка в постоянном уходе со стороны матери, бывший муж военнослужащей, являющийся отцом ребенка, не лишен родительских прав и, даже проживая в другом населенном пункте, периодически навещает его, что свидетельствует о исполнении им обязанности по воспитанию ребенка. На основании изложенного суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для увольнения военнослужащей с военной службы по п.п. «в» п. 3 или п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Не согласившись с позицией судов, военнослужащая обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, оспаривая конституционность абз. 5 п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что, предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемое положение закона не устанавливает перечень критериев, по которым военнослужащий может быть причислен к категории лиц, воспитывающих ребенка без матери (отца).

Проанализировав положения законодательства об отдельных видах государственной службы (службе в органах внутренних дел, противопожарной службе, службе в уголовно-исполнительной системе, службе в органах принудительного исполнения), а также данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 разъяснения законодательства, регулирующего труд женщин и лиц с семейными обязанностями, Конституционный Суд пришел к выводу, что они не содержат исчерпывающего перечня обстоятельств, свидетельствующих о воспитании ребенка без участия матери (отца), допуская тем самым учет разнообразных факторов (объективных причин), препятствующих родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.

Таким образом, разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по основанию, предусмотренному абз. 5 п.п. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», воинские должностные лица и суды, рассматривающие дела данной категории, должны принимать во внимание весь комплекс конкретных обстоятельств, включая состояние здоровья ребенка и возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие причин, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним. Данная норма не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела (например, на основании только того факта, что бывший супруг не лишён родительских прав) отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет.